Вот вы наконец-то купили кайт. Он пришел к вам такой хорошенький, в рюкзачке, весь такой цветной, с заманчиво хрустящей новенькой тканью. Но что же дальше с ним делать? Как подсоединить стропы и как накачать? Вроде показывал инструктор, но вы, конечно, все забыли.
Давайте разберемся с тем, что же представляет из себя кайт.
Кайт состоит из купола и планки. Сначала рассмотрим купол. Существует 2 вида кайтов – надувные и парафойлы. Мы остановимся на наиболее часто используемом надувном кайте.
Разверните купол. В первую очередь найдем центральный баллон, который идет вдоль всего кайта. Находится он на передней кромке кайта, то есть именно эта часть кайта обращена к вам, когда он находится в воздухе. Соответственно, на противоположной стороне можно обнаружить заднюю кромку кайта. Чаще всего материал на задней кромке усилен дополнительным слоем дакрона. Слева и справа кайта находятся правое и левое ухо кайта. Поперек купола вы найдете несколько поперечных баллонов, называемых в простонародье морковками. На центральном баллоне находятся 2 клапана, они же соски (в крайне редких случаях клапанов может быть 3, проверьте). Один клапан плоский и широкий и скорее всего на нем написано Deflate – это клапан спуска. Второй клапан высокий и узкий с надписью Inflate – это соответственно клапан накачки. Надписей может и не быть, но выглядеть клапаны будут именно так и никак иначе. Где-нибудь рядом с клапанами вы обнаружите молнию, через нее можно достать внутренний баллон для ремонта. Следите, чтобы в момент накачки кайта молния всегда была плотно закрыта, в противном случае на баллоне сначала образуется грыжа, и в следующий момент он непременно лопнет.
Существует 2 варианта соединения морковок: с клапанами или с трубочками, соединяющими морковки с центральным баллоном. Первый вариант представляет собой кайт с раздельной системой накачки, то есть морковки накачиваются отдельно от центрального баллона. К слову, при такой системе первым делом вы всегда накачиваете именно морковки и уже потом центральный баллон. На таких морковках есть только один клапан, используемый как для накачки, так и для сдува. Чаще всего прямо на клапане есть пластиковая палочка, которая поможет вам сдуть баллон. Ни в коем случае не оставляйте эту замечательную палочку внутри клапана после сдува баллона. Если такой замечательной палочки на вашем клапане не найдено, для спуска просто сожмите клапан пальцами у основания.
Рассмотрим второй вариант морковки – с трубочками, идущими к центральному баллону. Такая система называется one pump system (ван памп, то бишь один насос). В данном случае вы накачиваете все баллоны одновременно через один только клапан, находящийся на центральном баллоне. Воздух из центрального баллона по трубочкам переходит в морковки. На трубочках находятся клипсы (чаще всего они спрятаны под защитным слоем ткани, чтобы не травмировать нежную ткань купола). С помощью клипсы можно перекрыть трубочку, разделив таким образом связь между центральным баллоном и морковками. Делайте это после каждой накачки, перед выходом на воду. Для чего? Чтобы в случае образования дырки на одной из морковок или центральном баллоне, у вас не сдулся весь кайт разом. Но знайте, что при сильных ударах об воду клипсы чаще всего само открываются, так что не удивляйтесь этому и не думайте, что они у вас какие-то бракованные.
Большинство новых моделей кайтов имеют систему One Pump, так как она проще в использовании. Но зато сложнее в ремонте и менее безопасна, если вы любите делать дальние вылазки в море. Как писалось выше, клипсы могут открыться и в случае проблем с одним из баллонов весь кайт сдуется, и вы останетесь далеко в море без какой-либо поддержки. Есть, конечно, золотое правильно кайтсерфинга - катайся на таком расстоянии от берега, чтобы ты смог вернуться самостоятельно вплавь в случае полной потери оборудования. Настоятельно рекомендуем вам следовать этому замечательному правилу хотя бы на первых этапах освоения кайтсерфинга.
На центральном баллоне есть веревочки, называемые расстроповкой (bridle). К ним вы будете подсоединять стропы.
Теперь можно наконец перейти к тому, чтобы разложить стропы и накачать кайт. Мы рекомендуем сначала разложить стропы, а потом уже накачать кайт. Почему? Потому что кайт очень нежный и легко ранимый, долгое пребывание на солнце и ветру сильно портит ткань. Поэтому стараемся сократить до минимума пребывание кайта на берегу.
Займемся стропами. Существует 2 способа раскладки и подсоединения строп: вниз и вверх по ветру. Первый способ более простой и, что самое главное, безопасный на запуске. Поэтому мы настоятельно рекомендуем пользоваться именно им, если есть достаточно места на пляже. Найдите такое место на берегу, чтобы вниз по ветру от вас было пространство, равное 30 м, для того, чтобы разложить стропы. Бросьте все 4 (или 5) кончиков от строп (не надо пытаться как-то закрепить их на земле, прижимать разными предметами), и начинайте разматывать стропы, двигаясь вниз по ветру. То есть, ветер должен дуть вам в спину. Раскладываем стропы ровной линией, без петель. Размотали до самой планки. Планка всегда окрашена в 2 цвета, чаще всего это красный и черный. Красный всегда – левая рука. А теперь внимание, важный момент (!!!) – планку кладем на землю красной стороной справа. Так делаем именно при раскладке вниз по ветру, потому что в данном случае у нас все наоборот. Когда поднимем кайт в небо, все будет на своих местах. На планке у нас 4 (или 5) строп. По краям – 2 боковые или задние, или управляющие. С их помощью мы управляем кайтом, то есть посылаем направо и налево. В центре – 2 центральные или силовые, на них находится вся тяга кайта. Если есть 5-я стропа, то она находится между 2-мя центральными и служит для поддержки центрального баллона и в качестве стропы безопасности (safety line). Далее следует расправить стропы, то есть отделить одну от другой. Встаем так, чтобы боковые стропы находились с внешней стороны ваших бедер, а центральные между ног, держим все стропы в руках и медленно двигаемся к кончикам строп, то есть вверх на ветер в данном случае. Таким образом, мы отделили боковые стропы от центральных. Кладем их аккуратно на землю, подальше друг от друга (1 м ), чтобы не перепутать снова. Тем же самым методом распутайте центральные стопы.
Теперь можно надувать кайт. Как это сделать? Встали выше по ветру от кончиков строп. Место должно быть чистое, то есть без стекла и острых камней. Встаньте спиной к ветру и расправьте перед собой кайт, так чтобы центральный баллон кайта был перпендикулярен направлению ветра. Центральный баллон должен оказаться прямо перед вами, задняя кромка ниже по ветру, справа и слева – уши кайта. Кончики строп лежат тоже перед вами, сразу за кайтом. На насосе есть такая маленькая веревочка (лишь), которую надо прицепить к самому центру центрального баллона (чаще всего там есть петелька), для того чтобы в процессе накачки ваш кайт не улетел. Не забудьте закрыть клапан сдува (смейтесь, смейтесь, такое часто бывает))) и проверьте молнию!!!
Самый распространенный вопрос: как сильно надо накачать кайт? Прежде всего прочитайте инструкцию к вашему кайту, там всегда написано какое давление необходимо именно вашему кайту. Оно может варьироваться от 5 до 9 PSI. Если вы совсем везучий и на насосе у вас есть барометр, то проблем у вас никаких нет. Если же такого чуда-аппарата не имеется, учитесь делать это на глаз. Да и вообще, конечно, лучше не рассчитывать на этот барометр, потому что они очень быстро выходят из строя. Сначала смело накачиваете кайт до тех пор пока он, так сказать, не расправил крылья и не приобрел знакомые очертания купола. После этого качаем уже не так смело, более аккуратно, постоянно щупая баллон. Баллон должен быть достаточно жесткий, легко не сдавливаться пальцами, и при сгибании в области уха отпружинить (это 8-9 PSI). Можно еще постукивать пальцами по баллону, должен появиться звонкий звук, но это для тех, у кого музыкальный слух))) Для кайтов более слабой накачки (около 5-6 PSI) баллон не должен быть жестким как дерево, он может быть достаточно податливым при сжатии пальцами.
После того как вы накачали кайт, не вздумайте вдавливать сосок в баллон, это не надувной матрас))) Всегда держим кайт за центральный баллон, эта позиция кайта называется – поза улыбки. Кайт вам улыбается))) Именно так вы носите кайт с места на место. Далее кайт следует перевернуть улыбкой вниз, то есть так, чтобы центральный баллон лежал на земле перед вами, перпендикулярно ветру, вы, по-прежнему, стоите спиной к ветру.
Чтобы кайт не улетел, нужно его чем-то придавить. Это может быть песок, если он мелкий и не испортит нежную ткань кайта, или ваша доска, перевернутая плавниками вверх.
Важный момент!!! Подлезьте под кайт и расправьте всю расстроповку, так чтобы справа и слева она была одинаковая, ровная и не перепутанная, в противном случае, если что-то куда-то зацепится длина строп получиться разная, кайт будет неадекватно реагировать на команды, что очень опасно!
Подсоедините крайние стропы к самому краю кайта, к кончику уха (запоминаем: крайние к краю). Чаще всего растроповка, идущая от кайта окрашена в разные цвета, как и планка – красный и черный, таким образом подсоединяя стропы (которые тоже цветные), следите за тем, что цвета должны совпасть и вы будете знать правильно положили планку или нет. Расcтроповка заканчивается узелком, а на стропе петелька, из которой надо сделать удавку. Обычно на расстроповке 3 узелка, куда можно подсоединить стропу. Узелки, расположенные ближе к куполу, предназначены для более слабого ветра. Как показывает опыт, почти все модели кайтов летают лучше на 3-ем узелке (то есть самом дальнем от купола), вне зависимости от силы ветра. Так что цепляйте стропу к 3-му узелку. Центральные стропы подсоединяются к центральной расстроповке, которая находится ближе к центру кайта на центральном баллоне (запоминаем – центральные к центру). Чаще всего перепутать у вас и не получится, потому что боковые стропы заканчиваются петелькой, а центральные узелком. Защита от дурака, что называется. Но такая умная система не на всех кайтах, так что будьте внимательны.
После того, как вы все подсоединили, рано радоваться и бежать запускать кайт))) Вернитесь к планке и внимательно разберитесь с системой безопасности. В первую очередь найдите чикен луп (такая петля), и попробуйте активизировать отстрел. Делается это обычно движением от себя, чаще всего там будет нарисована стрелочка. Не поленитесь попробовать сделать это до запуска кайта – потом может быть уже слишком поздно. Для чего вообще нужен отстрел, напомним: для любой ситуации, когда вы потеряли контроль над кайтом, например, ветер усилился или наоборот полностью стих, так что кайт больше не летает, вы спутались стропами с другим кайтом и т.п. Второй важный шаг – определить куда цепляется страховочный лиш и как работает второй отстрел, находящийся на самом лише. Напомним для чего вообще нужен лиш. Когда вы сделали первый отстрел, кайт повисает на лише, который прикреплен к одной из строп, стропа вытягивает примерно на 2-5 м в зависимости от модели и размера кайта) ,что дает полный сброс тяги кайта. В редких случаях сброса тяги не произойдет. Такое может быть, если лиш был прицеплен за неправильное место или стропы слишком сильно перепутались между собой и страховочная стропа не может вытянуться. Если кайт тянет вас сильно и создается опасность для жизни, в этом случае вам потребуется сделать второй отстрел, который находится на лише. При этом вы теряете свой кайт. Учтите, что вплавь кайт никогда не догнать, но если мелко вы всегда сможете добежать до него. Помните ваше здоровье дороже кайта, смело делайте отстрел, если того требует ситуация. Поэтому место, куда цепляется лиш – стратегически важное!!! Не правильно прицепил лиш, сделал отстрел, а никакая стропа не вытянулась и сброса тяги не произошло, и нанес себе и кайту травмы. Чаще всего на чикенлупе есть специальное металлическое колечко для прикрепления лиша, но лучше всего проверить инструкцию именно к вашему кайту!!!! Поэтому отнеситесь к этому со всей серьезностью!!!! Отстрел и лиш – самые важные вещи в кайте!!! Без шуток!!!
Важный момент: лиш обычно имеет с двух сторон карабины. Поэтому многие думают, что неважно какой стороной куда цеплять лишь. Но это не так. На одном конце находится отстрел лиша. Важно, чтобы он был закреплен на вашей трапеции, а не на планке. Почему? Потому что, если отстрел лиша зацеплен за стропу, вы не дотянетесь до него, если вам потребуется сделать второй отстрел. Он должен находится близко к вам, на трапеции, причем именно с правой стороны, если вы правша. И прикреплен он должен быть не куда попало, а на специальные металлические колечки на трапеции.
Выше чикенлупа и самой планки на центральных стропах находится триммер дипауэра. В некоторых моделях он находится прямо над чикенлупом, ниже планки. Что это такое и как выглядит? Триммер дипауэра – это такая вещь, позволяющая менять силу тяги кайта засчет удлинения/укорачивания центральных строп. Чем длиннее центральные стропы, тем больше угол атаки кайта (купол закрыт к ветру), тем больше ветра набирает в себя купол и, соответственно, его тяга увеличивается. Чем короче стропы, тем тяги меньше. Очень легко запомнить: длиннее – больше, короче – меньше))))
Встречаются 2 типа этого замечательного устройства: в виде 2-х ремней или в виде веревки. В первом варианте ремни чаще всего окрашены в разные цвета, например, синий и красный. Красный (опасность) – значит, потянув за него, вы укоротите длину центральных строп, тем самым уменьшив тягу. Синий ремень удлинит стропы, т.е. увеличит тягу. Некоторые добрые производители кайтов, также рисуют на ремнях «плюс» и «минус». А некоторые «злые» производители вопреки устоявшимся традициям меняют цвета и красный увеличит тягу, а синий (черный) напротив ее уменьшит. Поэтому, не доверяйтесь смело цветам, а проверьте в каком случае стропы удлиняются, а в каком укорачиваются. Минусом такой системы бывает сложность двигать эти самые ремни, особенно если они очень сухие и хорошо просоленные. Ремни проще двигать, когда они мокрые.
Теперь рассмотрим второй вариант триммера дипауэра – веревка с щелевым зажимом. Такой вариант проще для понимания: потянул веревочку на себя и зафиксировал в зажиме – стропы стали короче, выпустил веревку на свободу – стропы удлинились. Ничего сложного. Есть только один маленький нюанс: всегда следите, чтобы веревка плотно зафиксировалась в том самом щелевом зажиме. А то она имеет свойство выскакивать в самый неподходящий момент, например, на запуске, неожиданно добавив вам тяги по полной!
Настраивать триммер дипауэра необходимо перед запуском кайта. Чаще всего рекомендуется минимизировать тягу, так, на всякий случай. Добавить вы всегда сможете позже, находясь в воде. При некоторой тренировке, вы сможете менять тягу на ходу))
Ну, вроде все подготовили, теперь можно приступать к запуску и пилотированию, о чем можно прочитать в следующей статье.
Категории: