Аватар пользователя extreme_ways
Опубликовано extreme_ways on September 29, 2013

Прежде всего, напомню еще раз, на всякий случай, что наш учебник рассчитан на подготовленного читателя, кайтера, который уже прошел начальный курс кайтсерфинга в кайт-школе. То есть умеет абы-как пилотировать кайт и знает азы безопасности.

Итак, запуск или подъем кайта. Стоит отметить, что существует 2 вида запуска: с помощью других людей и без оных, так называемый самозапуск. Второй вариант рассчитан на уже опытного кайтера, и о нем мы расскажем отдельно более подробно в одной из следующих статей. Сейчас же сосредоточимся на новичках.

Так, вы разложили-накачали кайт, подсоединили стропы, проверили работоспособность системы безопасности, настроили триммер дипауэра в соответствии с ветровыми условиями, об этом мы писали в статье "Настройка оборудования". Можно запускаться. Здесь мы априори считаем, что ваш кайт лежит на правильно выбранном пляже, о котором мы писали здесь, стропы в идеале разложены вниз по ветру, купол находится вблизи кромки воды. При выполнении всех вышеперечисленных условий, прежде всего найдите себе помощника. Им может стать любой, подчеркиваю, абсолютно любой, человек на пляже. Вопреки распространённому мнению, ваш помощник не должен быть кайтером, не должен обладать никакими знаниями связанными с кайтсерфингом, не должен обладать не дюжей силой и прочее. То есть, это может быть как ваша хрупкая подружка с яркокрасными ногтями, так и бабушка, которая курит трубку.))) Ну ладно, насчет трубки я пошутила, конечно, курить около кайта строго запрещено!!!! Здесь стоит понять главное – вся ответственность при запуске кайта лежит только на самом кайтере, и не надо потом орать на своего помощника, что он дурак такой, отпустил вас из зоны тяги. При строгом соблюдении правил, запуск этот проходит мягко и безболезненно для обоих участников действа. Итак, прежде всего, договоримся с помощником. Он должен строго выполнять ваши команды и ничего другого не делать. Предположим, что ваш помощник совсем ничего не знает.

Что делать:

  1. Поднять кайт на одно ухо, форма буквы С. Ухо самым своим кончиком касается земли, практически находится в воздухе!!! Кайт строго вертикален! То есть ваша буква С не заваливается ни вперед, ни назад.
  2. В таком виде вручить кайт помощнику-ассистенту. Объяснить, что держать кайт надо двумя руками, не прижимая к телу. Обезопасить руки помощника от расстроповки кайта, то есть проверить, что при натяжении расстроповки, она не заденет его/ее руки.
  3. Пояснить, что держать кайт именно к таком положении, не двигаясь с места, нужно до тех пор, пока кайтер не подаст сигнал. Сигналом служит жест поднятого вверх большого пальца. Типа все круто, к запуску готов!!!!
  4.  После подачи кайтером нужного сигнала, помощник просто должен отпустить кайт, не надо пытаться его подкинуть вверх. Просто отпустить и сразу сделать шаг назад, чтобы поднимающийся вверх кайт не задел помощника.
  5. В случае неудачного запуска, например, кайт кубарем покатился по земле, помощник должен немедленно поймать кайт и повторить процедуру запуска заново.  О том, как обучить человека ловле кайта, читай ниже.

Это собственно все, что требуется от вашего помощника на запуске кайта. Все остальное зависит только от вас.

Итак, ваши действия:

  1. Кайт должен быть направлен в сторону воды. Почему так? Потому что так безопаснее. То есть, если вы запускаете кайт, и ветер начинает тянуть вас вперед, вас тянет в сторону воды, а не берез и сосен на пляже, это первое. Второе, – при падении кайт падает рядом с водой, что опять же безопаснее, чем если он падает на дерево. Третье, – вам достаточно будет поднять кайт на 45 градусов и зайти вводу. Если же вы сами находитесь у воды, а кайт направлен в сторону берега, то вам придется перевести его через зенит, что обычно не очень хорошо получается у новичков и грозит разными опасностями. Так что еще раз повторяю, кайт направлен в сторону воды. То есть ваш помощник стоит с кайтом в форме буквы С у самой кромки воды, или, если не глубоко и ваш помощник так мил, что может даже зайти в воду, это вообще просто прелестно и супер безопасно!!! В идеале вы оба находитесь в воде!
  2. После того, как вы поставили вашего помощника в нужное место и нужное положение, подойдите к планке, возьмите в руки чикенлуп, но не пристегивайтесь!!!!
  3. Находясь чуть ниже по ветру, чем ваш кайт с помощником, натяните стропы, раскрутите их, проверьте, что все они прицеплены к нужным местам и не перепутаны между собой. Еще раз проверили триммер дипауэера, если ветер достаточно сильный, лучше затянуть его почти на минимум, то есть на минимальную тягу, на всякий случай. Потом вы всегда сможете добавить, если понадобиться.  Отнеситесь к этому ответственно, это ваша последняя проверка перед запуском. Если вам кажется, что суперпрофики не делают этого, вы ошибаетесь, они просто делают это настолько быстро, что вы этого не замечаете.))) И так, вы все проверили, подергали за все стропы, увидели, что все в порядке, красная сторона планки находится в левой руке, черная в правой. Теперь можно прицепить лиш. После этого одеваем чикенлуп на крюк вашей трапеции.
  4. Теперь, внимание, важный момент –  на планке оставляем только одну руку, а именно верхнюю. Что такое верхняя рука? Например, кайт находится слева от вас, на 9-ти часах, как мы говорим. То есть, кайт стоит на левом ухе на земле, и его правое ухо находится вверху, таким образом, в данном варианте вашей верхней рукой будет являться ваша правая рука. Почему? Потому что, если потянуть правую руку, кайт пойдет вверх, значит, – рука верхняя. Соответственно, если рассмотреть противоположную картинку, кайт на 3-х часах, все будет диаметрально противоположно. Итак, верхняя рука на планке, нижняя рука на отстреле чикенлупа. В таком варианте если что-то пойдет не так, вы сразу готовы сделать отстрел. Один нюанс, если до этого момента вы не практиковали пилотирование одной рукой, не стоит это пробовать сейчас, делайте так как делали раньше. Почему лучше держаться только одной рукой? Потому что, 2 руки на планке, обычно непременно тянут эту самую планку на себя чрезмерно и вообще в ужасе начинают тянуть планку то вправо, то влево, и происходит черт знает что!)))
  5. Так, вы находитесь ниже по ветру от кайта, в куполе нет тяги (как это опознать:  ткань кайта трепещется на ветру), стропы натянуты и распутаны, верхняя рука на планке, нижняя на отстреле. Нюанс насчет натяжения строп. Прежде всего, должны быть натянуты центральные стропы. Делается это за счёт расстояния между вами и кайтом, которое контролируете вы, так как кайт вместе с помощником стоят на месте, там, где вы их поставили. Нижняя стропа не будет натянута, она болтается по земле, кстати проверьте, чтоб она там ни за что не зацепилась. Натяжение верхней стропы контролирует ваша верхняя рука, за счёт движения планки на себя.

Теперь начинаем медленно набирать тягу в кайт, то есть двигаемся строго на ветер. Как понять, что вы двигаетесь строго на ветер? Следите за натяжением строп и вашим помощником. Если стропы вдруг провисли, отойдите от кайта. Если же вы видите, что ваш помощник не может стоять на месте и его тянет вперед, значит вы слишком далеко от него отошли. Сделайте шаг навстречу, но так чтобы стропы все же сохнили натяжение и продолжайте двигаться на ветер. Следим так же за куполом кайта. До тех пор, пока ткань купола трепещется на ветру, значит, тяги еще не достаточно, продолжаем двигать на ветер. Как только ткань натянулась как барабан, верный знак того, что вы дошли до места запуска. Не спишите сразу подавать сигнал. Иногда при рваном ветре в следующую секунду, ветер может ослабнуть и купол обезветриться. Чтобы этого не произошло, сделайте еще небольшой шаг на ветер. Еще разок взглянули на чикенлуп (иногда он может немного слететь с крюка – верните его на место), на лиш, который должен быть зацеплен за правильно место (см. статью "Настройка оборудования"), на триммер дипауэра. Если все окей, все на своих местах, купол наполнен ветром, натягиваем верхнюю стропу немного, движение планки на себя, и показываем тот самый знак своему ассистенту, знак запуска кайта. И в тот же самый момент, как только ассистент отпустил кайт, вы тянете верхнюю руку на себя, то есть поднимаете кайт вверх. Здесь очень важно не перетянуть руку, иначе купол может завалиться на заднюю кромку или же взмыть вверх с дикой скоростью. Делаем все медленно, поступательно, поднимая кайт как бы по ступенькам, пошагово, с 9 на 9.30, с 9.30 на 10, и так до 11 примерно (или же все то же самое относительно 3-х часов). Контролируя кайт на 11-11.30 (при условии, что вода слева от вас), медленно заходим в воду, не забывая сказать спасибо своему ассистенту!

Ура, поздравляем, кайт запущен.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки. Чаще всего человек просто забывает про один из пунктов данной схемы или же меняет их последовательность на свое усмотрение. Самая распространённая ошибка – это ненатянутые стропы на момент поиска тяги. То есть, человек двигается куда-то в сторону вверх на ветер, но стропы не натянуты. Сколько бы он ни шел, он никогда не увидит тягу в куполе. А потом, вдруг, эврика, надо же стропы натянуть. Но в этот момент он уже может находиться в неправильном месте, где-нибудь в самом центре ветрового окна, в супертяге и при таком запуске его неминуемо дернет вперед. В следующий раз этот же самый человек подумает, что наличие тяги в куполе это плохо и страшно и лучше уж поменьше. Меньше тоже не лучше. При недостаточной тяги в куполе, то есть, когда ткань немного колышется на ветру, кайт вряд ли поднимается вверх, скорее всего он начнет куборем катиться по земле в самый центр ветрового окна, откуда может взлететь в самый вверх, что будет не менее опасно. Поэтому много тяги плохо и мало плохо точно так же. Хорошо, когда в самый раз.

Если же вы все вроде правильно сделали, но произошел какой-то форс-мажор, это может быть резкий порыв ветра, неожиданный полный провал, оторвалась стропа, вы подвернули ногу или еще что угодно, и вы потеряли контроль, смело дергайте отстрел, сразу же. Именно для этого вы и держите свою нижнюю руку на нем. Не бойтесь показаться лохом и сделать отстрел на запуске, не пытайтесь вырулить сложную ситуацию, практически 100% у вас еще нет необходимых навыков для этого. Может и повезет, конечно, и вы все вырулите, а может и нет. Уж очень много видели мы безумцев, получающих очень серьезные травмы именно на запуске. Не повторяйте их ошибок, лучше перестрахуйтесь лишний раз.

Теперь о посадке

Для посадки, как и для запуска вам потребуется помощник, хотя существует, конечно, и самопосадка, о которой мы еще непременно расскажем. Как и прежде вашим помощником может стать любой пляжник. Ну не совсем любой, конечно, а специально заранее заготовленный, ой, подготовленный вами. Обучать человека следует естественно до запуска кайта. Ни в коем случае не доверяйте посадку простым, ничего не знающим о посадке кайтов прохожим. Дело может плохо кончиться для всех. Итак, готовим себе помощника на посадку:

  1. Прежде всего объясните ему, что такое центральный баллон и где он находится. Если вдруг забыли, читаем тут.
  2. Объясните, что под страхом смерти (помощника, вашей, всех людей на пляже) нельзя хвататься за любые другие части кайта, кроме центрального баллона. Причем точно так же нельзя хвататься и за крайние части центрального баллона, то есть за его уши, баллон берется за центр, как можно ближе к середине.
  3. Схватить кайт надо мертвой хваткой, ни в коем случае не выпускать из рук после поимки. При этом не надо, конечно, вонзать в него когти или пытаться накрыть его своим телом.
  4. Держать кайт за центральный баллон до тех пор, пока кайтер не подбежит и не заберет его.
  5. Если ваш помощник особо покладистый и понятливый, можно так же доверить ему нелегкую задачу положить кайт на землю, предварительно обучив его этому нелегкому делу.  Но мы рекомендуем не напрягать людей такими задачами, а делать это самостоятельно. Потому что в кайтовой среде есть очень много шуток по поводу помощи при запуске и посадке кайта, следует минимально напрягать близлежащих кайтеров, делать все быстро, и всем говорить спасибо. Тогда вас сразу полюбят!!!

Итак, вы нашли себе помощника. Теперь расскажем про ваши действия:

  1. Так же как и для запуска, для посадки должно быть выбрано правильное место. Места с ветровой тенью, конечно, не подойдут, об их наличие нужно заранее узнать у более опытных кайтеров. Близость деревьев и прочих препятствий также не приветствуется.
  2. Знаком посадки является похлопывание себя по голове. До того как вы показали этот знак, никто собственно и пальцем не пошевельнет, чтобы помочь вам, мало ли какие у вас мысли, может вы покурить вышли на берег и кайт опускать не собираетесь.
  3. Только после того, как кто-то положительно отреагировал на ваш знак, вы начинаете опускать кайт. До этого момента кайт находится на 45 градусов над землей или выше.
  4. Так же как и запуск, посадку рекомендуем делать одной рукой (опять же врехней!!!!), аккуратно понемногу двигая планку от себя. Старайтесь делать посадку очень медленно и мягко, не грохнув кайт на помощника с размаху. Он вам еще пригодится в следующий раз. Помощник в смысле.
  5. Как только ваш помощник схватил центральный баллон кайта, немедленно сделайте пару шагов на встречу кайту и помощнику. Зачем?  Дабы сократить расстояние между вами, тем самым дать стропам провиснуть и убрав, таким образом, всю тягу из кайта.  Это очень важный момент.
  6. Следующим действием, молниеносно отстегиваем чикенлуп и лиш, и бегом бежим на помощь помощнику, чтобы он не устал держать кайт. Забираем у него кайт и благодарим. Страшным моветоном считается долго и нудно копаться и не забираться кайт у помощника. Он, конечно, и сам может быть умеет класть его на землю, но как мы писали выше, не стоит напрягать этим человека. А вот если он не умеет класть его на землю, просто не знает как, а вы долго к нему не подходите, он запросто положит кайт на землю в позе улыбки и пойдет себе восвояси, и кайт, конечно, полетит. Вот смеху то будет. Всем, кроме вас. Видели такое и не раз. Так что не рискуйте. Заберите кайт. Присыпьте песочком или положите досочку.
  7. Теперь займитесь стропами. На всех многолюдных спотах не разрешается оставлять на пляже кайт с размотанной планкой. Так что сразу займитесь ее сматыванием. Если вы еще собираетесь кататься, не стоит отсоединять стропы от купола. Смотали до купола и аккуратно положили рядышком. При новом запуске разматываете стропы, двигаясь вниз по ветру, стропы должны быть в порядке, если повезет.))) Ну или не повезет, со всеми бывает.))
  8. Если вдруг знакомых, специально заготовленных помощников на пляже не обнаружилось, и довериться абсолютно некому, можно поступить следующим образом.  Находясь в воде, вы всегда можете сделать отстрел и выполнить процедуру самоспасения. Хорошая тренировка, кстати. О том, как сделать самоспасение мы подробно напишем в следующей статье.

Вот собственно и все, к запуску и посадке готов. Первый пошел!!!

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения колумнистов

 

Категории: 

leftTruekite.ru - это колыбель кайтсерфинга в России: магазин, тесты, интервью, блоги и новости кайтового мира. Только лучшее. Каждый день!

Доступный кайтсерфинг

Хотите знать всё самое интересное о настоящем кайтсерфинге? Подписывайтесь на новости!